Стартер – небольшое электромеханическое устройство, главным функциональным назначением которого является запуск двигателя. Это удается за счет запуска первичного вращения коленвала, приводящего в движение всю пусковую систему, обеспечивающую в одном из цилиндров возникновение искры топливной смеси.

Стартер является обязательной составляющей электрооборудования любого транспортного средства. При возникновении технических неисправностей, сбоях в работе этого устройства запустить двигатель транспортного средства достаточно сложно, а иногда и совершенно невозможно.
Поломки стартера
Причины поломки стартера могут быть самыми разными, в том числе сбои могут быть спровоцированы выходом из строя других составляющих пусковой системы автомобиля. При проведении диагностики специалисты определяют, какие конкретно поломки стартера придется устранять: механические или электрические.

Электрические поломки

Если после запуска стартера, вращение коленвала не возникает или же он вращается на низких оборотах, не позволяя запуститься двигателю, первоначально рекомендуется проверить электрическую цепь.
Проверку лучше начать с аккумулятора. Для этого важно обратить внимание на такие моменты:

  • уровень заряда АКБ (при недостаточной зарядке аккумулятора выполнить запуск двигателя проблематично, для устранения проблемы будет вполне достаточно при помощи зарядного устройства зарядить АКБ);
  • надежность фиксации контактов «массы» (важно обратить внимание и на состояние таких клемм, при исчерпании технического ресурса их лучше заменить);
  • целостность проводов, соединяющих втягивающее реле и клеммы, проходящих между АКБ и стартером, качество их соединения (рекомендуется внимательно осмотреть место соединения, чтобы исключить вероятность сильного окисления);
  • работа контактной группы.

Следует заподозрить электрические причины поломки стартера, если наблюдается:

  • несработка якоря втягивающего реле (вследствие этого полностью отсутствуют вращательные движения якоря);
  • замыкание между витками на «массу»;
  • повреждена обмотка тягового реле;
  • медленное прокручивание маховика.

Если явные признаки поломки стартера при осмотре не наблюдаются, рекомендуется устройство снять для проведения более качественного визуального осмотра.

Достаточно часто при таком осмотре обнаруживаются конкретные причины неисправности механизма, в качестве которых выступают:

  • выход тягового реле из строя;
  • технический ресурс коллектора якоря полностью исчерпан;
  • плохой контакт (прилегание) щеток к коллектору.

Принцип работы стартера

Если при проведении визуальной диагностики не были выявлены электрические симптомы поломки стартера, с большей долей вероятности следует заподозрить, что технический сбой наблюдается в механике.

Найти поломки стартера будет гораздо проще, если разобраться в принципе работы этого устройства.

Работа этого электромеханического устройства заключается в последовательности выполнения таких действий:

  1. поворот ключа;
  2. замыкание контактов;
  3. подача питания на обмотки втягивающего реле;
  4. усиленное втягивание якоря за счет возникновения магнитного поля;
  5. сжимание возвратной пружины;
  6. замыкание контактов втягивающего реле;
  7. запуск вращения мотора стартера;
  8. вилка от якоря обеспечивает выдвижение вперед бендикса, вследствие этого обеспечивается контакт шестерни с маховиком двигателя, который также начинает совершать вращательное движение;
  9. как только маховик увеличивает скорость вращения, которая значительно превышает скорость вращения шестерни бендикса, обгонная муфта выступает в качестве препятствия для разгона бендикса, он отводится рычагом назад, а возвратная пружина обеспечивает его возвращение в исходную позицию;
  10. в исходное положение возвращаются последовательно бендикс, за ним ключ зажигания.

Механические сбои

Если стартер начинает крутиться, но двигатель не запускается по причине отсутствия вращательных движений коленвала, можно заподозрить механическое повреждение устройства.

Поломка стартера может возникать по причине механических проблем, возникающих при работе составляющих стартера (муфты, пружины, маховика).

Обнаружить дефект будет проще, если «просмотреть», «прослушать» весь ход событий, возникающих после поворота ключа.

Стартер может вращаться, но двигатель при этом может оставаться в неизменном неподвижном состоянии при условии возникновения таких сбоев:

  • рычаг отключения полностью исчерпал свой технический ресурс, подлежит замене или же сошел с оси;
  • пробуксовка муфты;
  • технический износ других составляющих (пружины или кольца муфты).

На венце маховика имеются зубья, если они повреждены, при запуске стартера будет возникать характерное скрежетание. Соответственно, рекомендуется оценить целостность маховика. Также такие звуки могут указывать на неправильную регулировку шестерни (из-за чего искривляется ее направление хода) или ослабление пружины.

Если во время работы стартера прослушиваются странные шумы, рекомендуется осмотреть устройство не только со стороны капота, но и снизу, воспользовавшись смотровой ямой.

Такие нехарактерные шумы могут подтвердить, что возникла поломка стартера по причине:

  • исчерпан ресурс втулок;
  • стало слабым болтовое крепление;
  • поломки зубьев;
  • слабое крепление полюса провоцирует вынужденную некорректную работу якоря, начинающего его цеплять.

С техническими сбоями приходится сталкиваться не только на фоне запуска стартера. Иногда приходится обнаруживать, что это устройство продолжает функционировать, невзирая на то, что уже успешно был запущен и нормально работает двигатель.

Согласно принципу работы этого устройства после запуска ДВС он должен прекратить свою работу. Если же он продолжает вращаться, значит, проблему рекомендуется поискать в следующем:

  • некачественная работа рычага привода, тягового реле;
  • прилипание контактов;
  • износ ресурса возвратной пружины;
  • ослабленные пружины муфты.

Причин поломки стартера или его некорректной работы существует достаточно много. Производитель гарантирует качественную работу этого устройства на протяжении многих лет, его ресурс рассчитан на 70-200 тысяч километров. Однако, невзирая на такие оптимистические обещания, рекомендуется периодически проводить профилактические работы. Они позволят продлить «жизнь» стартеру.

Провести качественный ремонт стартера, быстро найти причину поломки не всегда удается в гаражных условиях собственными силами. Может быть потрачена уйма времени, закуплены и заменены отдельные детали, но в результате проведенных работ обеспечить корректный запуск двигателя так и не удастся.

Наша компания «Скайстартер» готова обеспечить быстрое и качественное проведение ремонтных работ. Высокий профессионализм наших специалистов, богатый практический опыт, современное оснащение – все это гарантирует быстрое достижение желаемого результата.